Среди тех, кто воевал в Афганистане, есть много героев, как признанных, так и безызвестных.
Не хочется, чтобы герои афганской войны и их подвиги были забыты сегодняшним поколением.
Геройские поступки и подвиги совершали десантники и мотострелки, связисты и саперы, танкисты и летчики.
Солдаты и офицеры проявляли мужество, бесстрашие, патриотизм.
Они вызывали огонь на себя, чтобы спасти товарищей, взрывали противника и погибали сами, используя последнюю гранату, заслоняли собой и спасали других солдат и командиров.
Рядовой Николай Афиногенов получил звание Героя Советского Союза в 1983 году, посмертно.
В сентябре 1983 года Николай Афиногенов входил в состав разведподразделения, которому поручили на сложном горном участке организовать безопасный проход автоколонны.
Но группа разведчиков попала в засаду. Прикрывать отход членов группы взялся Николай Афиногенов.
Он отстреливался до тех пор, пока не закончились боеприпасы. Душманы окружили Николая.
Тогда он подпустил боевиков ближе и воспользовался последней оставшейся гранатой.
Погиб сам, и погибли восемь боевиков. А товарищи Николая смогли отойти на более выгодные позиции и выполнили поставленную задачу.
Часто рядовые спасали командиров, закрывали их своим телом, чтобы обеспечить выполнение боевой задачи до конца.
Но были случаи - "наоборот", когда командиры спасали своих солдат ценой собственной жизни.
Группа солдат во главе с замполитом Александром Демаковым вступили в бой с бандой душманов.
Боевики по численности и оснащению превосходили группу советских солдат.
Когда душманы начали окружать бойцов, лейтенант Демаков приказал группе оходить, а сам остался прикрыть их.
Огнем из автомата Александр Демаков не давал бандитам выползти из окопов, выигрывая время для отхода группы.
Последней гранатой лейтенант Демаков взорвал себя и подошедших близко к нему душманов.
Молодой летчик Майданов Николай Саинович на своем "счастливом" вертолёте спас многих наших солдат и офицеров в Афганистане.
Впоследствии Николай Саинович получил звание Героя России за участие в боевых действиях на Северном Кавказе, где геройски погиб.
Перевал Саланг высотой почти четыре тысячи метров для советских войск в Афганистане стал своеобразной "дорогой жизни".
Перевал Саланг связывал северную и центральную части страны между собой. Через перевал перевозили боеприпасы, топливо, через перевал Саланг проходили машины с убитыми и ранеными.
Для водителей дорога через перевал была очень опасной, моджахеды устраивали засады, нападали на водителей, вели постоянные обстрелы.
А для машин - бензовозов путь был особенно опасным, ведь любая пуля могла привести к взрыву.
Сергей Мальцин управлял армейским грузовиком при переходе через перевал Саланг.
Выезжая из тоннеля, он увидел, как ему навстречу выехал автобус. В автобусе было несколько десятков человек, мирных афганцев, - взрослые и дети. В случае столкновения автобус рухнул бы в пропасть. Уходя от столкновения, Сергей вывернул руль, и его машина, на сбавляя скорости, врезалась в скалу. Столкновения удалось избежать: мирные жители остались живы-здоровы, а Сергей Мальцин погиб.
Афганцы прставили памятник советскому солдату на этом месте. До сих пор на месте трагедии в Афганистане стоит ухоженный памятник рядовому солдату Сергею Мальцину.
В Панджшерском ущелье в окрестностях Кабула велись кровопролитные бои. В этих местах проживали таджики - "шурави", они были враждебно настроены к солдатам Советской Армии.
Федор Бондарчук выбрал это место для действия своего фильма "9 рота"... Игорь Ефремов был связистом в полковой роте связи.
Буквально перед самым дембелем Игорь Ефремов, до этого ни разу не принимавший участие в боевой операции, попросился на передовую, чтобы "поехать домой героем".
Пришлось выступить против "шурави", которые пытались прикрыть колонну боевиков с оружием.
Игорь Ефремов успел проявить себя в том первом боевом задании, но не рассчитал свои силы, отстал и попал в засаду.
Скрываясь от боевиков, он сорвался в пропасть. В БРТе, в котором он ездил, осталась фотография его жены и детей. Игорь Ефремов получил Орден Красной звезды посмертно.
В ходе афганской войны есть много трагических эпизодов.
Один из них - захват в кольцо и гибель 1-ой роты советского спецназа.
Рота получила задание - проведение засадно-поисковых мероприятий в кишлаке, который находился в самом начале Мараварского ущелья, буквально в десяти километрах с Пакистаном.
В итоге - душманов в кишлаке не было, они засели на глубине ущелья и втянули роту в засаду.
Четыреста душманов не давали пробиться помощи к блокированным спецназовцам. А тем временем, боеприпасы у советских солдат закончились, и они начали забрасывать противника гранатами.
Но отстреливаться вскоре стало нечем, вопрос о том, что предпочесть - смерть или плен и издевательства - не стоял.
Семеро бойцов спецназовцев взорвали себя гранатой, собранной из мины, остальные - взрывали себя оставшимися гранатами.
В плен не сдался никто, в этом бою погибли тридцать один солдат спецназа.
Над теми, кто был тяжело ранен от разрыва гранаты, душманы перед смертью издевались: автоматными прикладами они дробили им кисти ног и рук, выкалывали и выжигали глаза.
Василий Васильевич Щербаков, майор, командир вертолетной эскадрильи в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане.
Белорус, родился в Витебской обоасти. С 1979 года совершал боевые вылеты на территории Афганистана, всего совершил более четырехсот вылетов.
Прикрывал с воздуха колонны бойцов и машин, вывозил раненых бойцов с поля боя, доставлял боеприпасы и продовольствие.
Однажды душманы устроили засаду, куда попали наши мотострелки. На помощь мотострелкам был послан вертолет под командованием капитана Копчикова.
Но очередью из крупнокалиберного пулемёта двигатель вертолета был выведен из строя. Команде Копчикова пришлось идти на вынужденную посадку прямо на территорию рядом с кишлаком, где засели душманы.
Щербаков, работавший в паре на другом вертолете в этой операции, принял решение о помощи товарищу незамедлительно.
И когда к подбитому вертолету Копчикова уже бежали боевики, Щербаков, интенсивно снижаясь на своем вертолете, открыл огонь с вертолетного пулемета с воздуха.
Одновременно открыли огонь и члены команды подбитого вертолета с земли. Душманы были оглушены, остановились и залегли.
Все происходило быстро: Щербаков приземлился рядом с подбитой машиной, экипаж был спасен.
Такую тактику по спасению боевых товарищей в дальнейшем использовали и другие лётные бригады, по примеру Василия Щербакова.
Aleksandra