На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Герои Отечества

124 подписчика

Оружия не хватало, на боевые задания меня брали редко, но доверили почетную должность связного

Полная статистика будет доступна после того, как публикация наберет больше 100 просмотров.

Мне было семнадцать, когда попал к партизанам. Как только пошли слухи, что будут угонять молодежь в Германию, мать собрала мне нехитрые пожитки и отправила в лес, на поиски дяди. Она знала, что брат ее в партизанах.

Через сутки они сами меня нашли. Допрашивали два дня, задавали одни и те же вопросы.

А мне обидно! Я ж воевать пришел, а не лясы точить. «Спас» от бесконечных расспросов только мой дядя Степан, который лично поручился за мою благонадежность. Только со временем я понял, что это было вызвано скорее военной необходимостью.

Оружия не хватало, на боевые задания меня брали редко, но доверили почетную должность связного. Пять деревень были в моем ведении. В каждой из них пришлось изучить жителей, родню, помнить имена и фамилии. Нелегкое это было дело, но ум молодой, запоминал.

Сами же партизаны рассказывали о своих родных и соседях из окрестных деревень. Знать это было необходимо. Не только немцы были нашими врагами, но и полицаи — предатели из местных. Провести их было сложно, если путаться в именах и фамилиях «двоюродных тетушек», к которым якобы шел в гости.

Разговаривать с местными жителями было опасно, можно было навлечь подозрение в пособничестве партизанам. А у каждого семьи, дети… Встречались только в условленных местах в определенное время. Или шли колоть дрова или пилить бревна к «троюродному дяде».

Скинем верхнюю одежду, сделаем работу, а потом я беру его кожух, а он — мой. Оба знаем, что за воротником бумага зашита.

Так и передавали сведения о движении немецких войск, их постоялых дворов в деревнях, численности живой силы, оружия. Сообщали и о планах немцев если удалось подслушать разговоры полицаев.

Если не было возможности встретится лично, сведения оставляли в условленных местах, иногда даже не ведомых мне. Их нужно было найти по чему-нибудь необычному, не вписывающемуся в картину окрестности.

Так, постоянно встречался с дедом Иваном из Нижней Вильшаны возле березняка и ржаного поля. Прождал какое-то время, но мой связной не пришел. Огляделся я в поисках чего-то необычного, и мое внимание привлекла обыкновенная коровья лепешка возле ржи. И тут меня осенило: «Не может ее тут быть!

Ну не поведет в здравом уме никто корову в рожь. Да и рожь тогда должна быть примята, животное то грузное. И тропинки рядом нет, значит ей и подавно тут не пройти без следов». Это немцы могли не обратить внимание, а белорусский крестьянин сразу бы все смекнул. Подцепил я палкой эту кучку — оказалась сухая, завалилась на бок, а под ней бумажка маленькая.

Был случай, что и пытались через иносказательные слова донести важные новости. Помню как встретил селянку из Решетняков, а она вроде, как и отпускать меня не хочет, дорогу загораживает и откровенную чушь несет. Будто бы из деревни Буланова ее родня красного петуха принесет.

Иду я после этой случайной встречи и все соображаю, к чему это она сказала. Догадка пришла только в лагере у партизан. Старая баба Авдотья вспомнила ту селянку и в силу своего преклонного возраста знала кто кому приходится родней.

Оказывается, ее двоюродный брат из Решетняков когда-то женился на девушке из Буланова, а как пришли немцы — подался в полицаи. «Красный петух» - иносказательное значение огня.

Так мы поняли, что Решетняки скоро сожгут и организовали эвакуацию для семей с детьми. Спасли не всех, нашлись и такие, что не хотели уходить и оставлять свой дом и хозяйство. Надеялись, что немцы пожалеют. Но фашисты никого не пожалели.

Ссылка на первоисточник
наверх